Статьи

"Живая вода"

Фото. 16 января 2019 год. Родник в деревне Ельцы

Источники водные

Родники России

Изучение экологического состояния родников

НАПРАВЛЕНИЕ: Гидробиология (ИЗУЧЕНИЕ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ)

   В 2007 году, когда я еще работала в сельской школе (тогда она относилась к Департаменту образования Владимирской области и именовалась как Муниципальное общеобразовательное учреждение Киржачского района Елецкая общеобразовательная школа), решили мы с детьми исследовать правый берег реки Шерна для изучения экологического состояния источников. С этой целью были определены задачи работы с детьми, выявлена проблематика, место для изучения и сроки проведения, а также методика исследований.

   Цель работы – привлечение учащихся шолы к изучению экологического состояния окружающей среды в родной деревне Ельцы, бережное отношение к природным ресурсам и их сохранения.

   Задачи: 1) привлечение учащихся к исследовательской работе и практической деятельности в области экологии и охраны окружающей среды; 2) формирование у учащихся навыков самостоятельной и исследовательской работы, овладение методиками научных исследований, учение анализировать и обобщать результаты исследований.

   Проблематика – изучение истории родного края, ее водных источников, значение родников, поиск информации, опрос населения, обобщение и анализ материалов, исследование родников.

   Место для изучения – родники, находящиеся на территории деревни Ельцы Киржачского района.

   Сроки проведения – весна, лето, осень (длительное наблюдение) (смотри Приложение № 4).

   Учащиеся школы неоднократно встречались с лесником Киржачского лесхоза Романовым Александром Михайловичем, проводились беседы в школе об источниках водных на территории близ лежащих деревень. С первого исследования правого берега реки Шерна, начиная от моста и до храма, нашли шесть родников, из них два благоустроенных, два родника с 1976года заброшены ( но «живы»), и два других деиствуют в природе самостоятельно, в деревне Василево – один, в деревне Исаково – один, в деревне Дубровка – один, в деревне Михали – один, в деревне Наумово-один.

   Школьниками была проведена работа с местным населением, задавались вопросы о месте нахождении родников (смотри Приложение № 1), о их благоустройстве, были предложны анкеты с вопросами для учащихся (смотри Приложение № 2).

   Поведала о жизни родников жительница деревни Ельцы Дмитриева Анна Яковлевна. По улице, что расположена вдоль берега реки под названием Калинина, у них стоял дом с 1955 года, были еще три дома. Жили семьи - Лобановы, Четверяковы и Емельяновы. Каждая семья имели свой источник, за которым и ухаживали. Дмириевы положили кладку из кирпича в два яруса, поскольку глубина воды была в роднике под 1,5-2 метра (кладка по ныне имеет идеальный вид и качественная). С 1976 года Дмитриевы  перевозят дом на другую улицу, идет время, уходят года, умирает хозяин, муж Анны Яковлевны Дмитрий Иванович и некому поддерживать порядок возле родника, пришлось оставить его.Сейчас там большой беспорядок. Местные жители захломили его, но вода в нем бьет все с прежней силой, да и глубина в роднике не уменьшилась. После проведенного субботника по расчистке, измерили глубину, она равна 1м 30 см. Должно пройти некоторое количество времени, чтобы после многих уборок ила вода  в роднике очистилась. Будем надеятся на лучшее. Второй родник благоустроен и освещен. Жители постоянно берут в нем воду.  После обращения к жителям деревни с просьбой бережного отношения к роднику и публикации в листовке под названием «Берегите родники» о чистоте воды и ее целебных свойствах, многие трепетно заботятся о порядке вблизи прилегающей территории. Хотя есть и нерадивые люди, на пригорке метрах в двадцати от воды организовали несанкционированную свалку. Это очень страшно. Помнит живую силу воды еще со времен войны Лобанова Клавдия Ивановна, местная старожила.

   Проведена большая работа в библиотеках в поиске информации периодических, научно-популярных и художественных изданиях учащимися 7 класса Козловой Ольгой и Монаховой Анастасией (сейчас они уже взрослые девушки). Они подготовили богатый материал по темам: «История о святом колодце преподобного Сергия в городе Киржаче» и «Из истории о святой Крещенской и Богоявленской воде», где была использована литература, приобретенная в Свято-Благовещенском монастыре, что и послужило для статистической обработки собранного материала о родниках.

   Также был проведен общий классный час по теме: «Наблюдение за водой».

1. Результаты длительного надлюдения за водой под берегом реки Шерна возле ДК

Март 2007 года.

   Дата наблюдения 10 марта 2007 года. t С воздуха 0 С. t С воды 4 С. Цветность прозрачный. Мутность отсутствует. Прозрачность - прозрачная. Осадок ничтожный. Запах йода. Радиоактивность (мк/р) ---. Жесткость ---

Август 2007 года

   Дата наблюдения 20 августа 2007 года. t С воздуха 18 С. t С воды 4 С. Цветность прозрачный. Мутность отсутствует. Прозрачность - прозрачная. Осадок ничтожный. Запах йода. Радиоактивность (мк/р) --. Жесткость ---.

Октябрь 2007 года

   Дата наблюдения 4 октября 2007 года. t С воздуха 12 С.. t С воды 4 С. Цветность прозрачный. Мутность отсутствует. Прозрачность - прозрачная. Осадок ничтожный. Запах йода. Радиоактивность (мк/р) --- Жесткость ---   Содержание микроэлементов в роднике составляет 95 (допустимое значение 100). Тип почвы – песчаный.


Результаты длительного надлюдения за водой в роднике, расположенном близ моста.

Март 2007 года.

   Дата наблюдения 10 марта 2007 года. t С воздуха 0 С. t С воды 4 С. Цветность светло-желтая. Мутность - слабая. Прозрачность (см) малопрозрачная. Осадок заметный. Заставляет воздерживаться от питья. Радиоактивность (мк/р) ---. Жесткость ---

Август 2007 года

  Дата наблюдения 20 августа 2007 года. t С воздуха 18 С. t С воды 4 С. Цветность светло-желтая. Мутность слабая. Прозрачность (см) малопрозрачная. Осадок заметный. Заставляет воздерживаться от питья. Радиоактивность (мк/р) ---. Жесткость ---

Октябрь 2007 года

   Дата наблюдения 4 октября 2007 года. t С воздуха 12 С. t С воды 4 С. Цветность светло-желтая. Мутность слабая, присутствуют пятна бензина. Прозрачность (см) малопрозрачная. Осадок заметный. Заставляет воздерживаться от питья. Радиоактивность (мк/р) --. Жесткость ---

   Содержание микроэлементов в роднике составляет 344 (допустимое значение 100). Тип почвы – песчаный.

   Выводы. Основные выводы по результатам исследований длительных наблюдений за водой в родниках и тех условий, в которых находятся родники, приходится удивляться тому, насколько хороша вода в роднике под берегом реки Шерна возле ДК, насколько велика способность природы как живой системы к самоочищению. Родник под берегом реки Шерна пользуется большим спросом у населения по вкусовым качествам и удаленности от домов и дорог. Самый чистый родник в нашей деревне под берегом реки многими годами охраняемый уважаемой, ныне покойной, Александрой Ивановной Леухиной. Здесь протоптана тропинка к роднику. Жители деревни Ельцы в любые дни и в праздники, спускаясь под берег реки Шерна, берут из родника воду. Несколько лет по праздникам читал молитву у родника отец Виктор, служащий церкви Покрова Божией Матери. В настоящее время вместе с верующими и со своей семьей они заботились о состоянии воды, а, именно, родник был окольцован трубой, закрыт деревянной крышкой, вымощен помост, повешена кружка. Любой желающий мог насладиться водой и утолить жажду. Водой из источника  многие годы пользовалась семья Матнистых. Благодаря целебным свойствам воды, у старшей дочки врачи уже не обнаруживают заболевание щитовитки. Отдавая дань дарам природы, до сих пор пьет чай Анна Яковлевна Дмитриевна (ныне умершая) из недр земли русской. Часто жители видят, как несет на коромысле полные ведра воды из источника Яковлева Светлана Ивановна. Постоянные посетители родника семья Шмоновых, Шабановых, Гришиных, Лебедевых и многих других.

   Заключение и перспективы работы. Работа по исследованию воды в родниках заинтересовала не только школьников, но учителей и жителей деревни. Многие приходили и просили взять анализ пробы воды. Для школьников в будущем предстоит работа по исследованию и проведению краткосрочных наблюдений за водой:

   1. определение содержания растворенного кислорода в пробе воды;

   2. исследование воды на содержание нитратов и нитритов;

   3. определение содержания ионов водорода в воде;

   4. исследование воздуха у родника на содержание водных примесей;

   5. исследование загрязнения городским транспортом;

   6. исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования прилегающей в роднику территории.

   Продолжатся наблюдения за родниками, за чистотой воды, за экологическим состоянием заброшенных и благоустроенных, будут проходить субботники по наведению порядка вблизи воды, разъяснительные беседы среди населения о бережном отношении к дарам природы. Все источники у школьников на контроле.

Приложение № 1

Вопросы для социологического исследования родника для жителей

1. Фамилия, имя, отчество, возраст, адрес.

2. Часто ли Вы посещаете родник?

3. Что Вы знаете о происхлждении этого родника?

4. Как Вы оцениваете качество воды в роднике в разные сезоны года?

5. Что Вы думаете о современном состоянии родника?

6. Каким Вы эго помните в прошлом?

7. Каким Вы видите его в будущем?

8. Ваши предложения по благоустройству родника?

9. Что Вы знаете об освящении воды родника?

10. Самый памятный день о посещении родника?

Приложение № 2

Анкета для учащихся по изучению экологического состояния родника,

расположенного под берегом реки Шерна возле ДК

1. Фамилия, имя, класс, возраст.

2. Как часто Вы посещаете родник?

• каждый день;

• один раз в неделю;

• не посещаю;

• ____________________________________________________

3. Почему Вы посещаете родник?

• считаю его воду чище водопроводной;

• хожу с друзьями за кампанию;

• заставляют родители;

• ____________________________________________________

4. Как Вы оцениваете качество воды в роднике?

• удовлетворительной в течение всего года;

• неудовлетворительно в течение года;

• в разные сезоны разное;

• ____________________________________________________

5. Подлежит ли родниковая вода кипячению у Вас дома?

• да;

• нет;

• иногда;

• ____________________________________________________

6. Как Вы оцениваете отношение администрации к роднику?

• администрация постоянно заботится о состоянии родника;

• забота властей носит разовый характер;

• воздействие властей на родник не прослеживается;

• ____________________________________________________

7. Как Вы оцениваете отношение местного населения к роднику?

• местное население благоустраивает родник и прилегающую территорию своими силами;

• местное население родник не благоустраивает, но соблюдает вокруг него чистоту и порядок;

• местное население безразлично к состоянию родника;

• ____________________________________________________

8. Каково Ваше отношение к роднику?

• участвую в благоустройстве родника, пресекаю попытки загрязнения прилегающей территории;

• в благоустройстве родника участия не принимаю, но сам не нарушаю его экологического равновесия;

• я не обязан следить за родником и могу около него все, что хочу;

• ____________________________________________________

9. Как Вы оцениваете современное экологическое состояние прилегающей к роднику территории?

• в течение всего года наблюдается чистота и порядок;

• после зимы наблюдается большая замусоренность прилегающей территории;

• в течение всего года прилегающая к роднику территория захламлена бытовыми отходами;

• ____________________________________________________

10. Что, по-вашему, произойдет с родником в будущем?

• родник будет одним из красивейших уголков деревни Ельцы благодаря усилиям школьников и администрации;

• дорожка к роднику заростет бурьяном, поскольку его вода станет непригодной для питья;

• никаких изменений в ближайшее время не предвидится, так как люди в современном обществе не привыкли заботится об общем благе;

• ____________________________________________________.


Приложение № 3

Анкета для учащихся по изучению экологического состояния родника,

расположенного близ моста

1. Фамилия, имя, класс, возраст.

2. Как часто Вы посещаете родник?

• каждый день;

• один раз в неделю;

• не посещаю;

• ____________________________________________________

3. Почему Вы посещаете родник?

• считаю его воду чище водопроводной;

• хожу с друзьями за кампанию;

• заставляют родители;

• ____________________________________________________

4. Как Вы оцениваете качество воды в роднике?

• удовлетворительной в течение всего года;

• неудовлетворительно в течение года;

• в разные сезоны разное;

• ____________________________________________________

5. Подлежит ли родниковая вода кипячению у Вас дома?

• да;

• нет;

• иногда;

• ____________________________________________________

6. Как Вы оцениваете отношение администрации к роднику?

• администрация постоянно заботится о состоянии родника;

• забота властей носит разовый характер;

• воздействие властей на родник не прослеживается;

• ____________________________________________________

7. Как Вы оцениваете отношение местного населения к роднику?

• местное население благоустраивает родник и прилегающую территорию своими силами;

• местное население родник не благоустраивает, но соблюдает вокруг него чистоту и порядок;

• местное население безразлично к состоянию родника;

• ____________________________________________________

8. Каково Ваше отношение к роднику?

• участвую в благоустройстве родника, пресекаю попытки загрязнения прилегающей территории;

• в благоустройстве родника участия не принимаю, но сам не нарушаю его экологического равновесия;

• я не обязан следить за родником и могу около него все, что хочу;

• ____________________________________________________

9. Как Вы оцениваете современное экологическое состояние прилегающей к роднику территории?

• в течение всего года наблюдается чистота и порядок;

• после зимы наблюдается большая замусоренность прилегающей территории;

• в течение всего года прилегающая к роднику территория захламлена бытовыми отходами;

• ____________________________________________________

10. Что, по-вашему, произойдет с родником в будущем?

• родник будет одним из красивейших уголков деревни Ельцы благодаря усилиям школьников и администрации;

• дорожка к роднику заростет бурьяном, поскольку его вода станет непригодной для питья;

• никаких изменений в ближайшее время не предвидится, так как люди в современном обществе не привыкли заботится об общем благе;

• ____________________________________________________.


Приложение № 4

Результаты длительного надлюдения за водой под берегом реки Шерна рядом с ДК

   Дата наблюдения. t С воздуха. t С воды. Цветность. Мутность. Прозрачность (см). Осадок. Запах. Радиоактивность (мк/р). Жесткость.


Результаты длительного надлюдения за водой в роднике,

расположенном вблизи моста

   Дата наблюдения. t С воздуха. t С воды. Цветность. Мутность. Прозрачность (см). Осадок. Запах. Радиоактивность (мк/р). Жесткость.

Приложение № 6

Обращение к жителям деревни

Природа и люди!

   Есть в разных уголках России ключи, к которым стремятся не только местные жители, но едут люди со всех сторон России.

   Есть в нашей деревне малые родники, дарящие живительную воду, да к тому же над ними были прочитаны молитвы батюшкой, настоятелем Свято-Покровского храма. Самый чистый источник в нашей деревне под берегом реки Шерна, многими годами охраняемый уважаемой, ныне покойной Александрой Ивановной Леухиной. Допустимые нормы 100 микроэлементов, в ней же содержится 95 микроэлементов, запах йода, прозрачность. Данные исследуемых вод других родников несопоставимы с чистотой этой воды. Например, в кране 244 микроэлемента, ужасный запах, множество осадков (те же данные у воды, пройденной через фильтры). В колодцах 390 микроэлементов и т.д.

   К сожалению, ныне бережное отношение к родникам, большая редкость. Вблизи помойки, всеобщий туалет во время дискотек. Возникает вопрос? Кто мы? И зачем мы живем?

Не губите родники!!!

Работа проведена в 2006 году. Ответственный руководитель - Колыбанова Галина Геннадьевна