Книгу Николая Егорова обсуждают земляки
В Киржачском районе продолжается обсуждение книги бывшего председателя колхоза, бывшего первого секретаря райком КПСС и полномочного представителя Президента России во Владимирской области Николая Егорова «На крутых поворотах судьбы».
Вышедшая небольшим тиражом, эта книга, по крайней мере - в Киржачском районе, уже стала библиографической редкостью. Интерес к изложенным в ней фактам особенно возрос после публикации рецензии на книгу Егорова в районной газете «Красное Знамя» бывшего редактора газеты, ныне краеведа Сергея Кротова, которая называлась «Весь пар вышел в свисток».
В своей рецензии, как сообщил корреспонденту «М» сам Сергей Алексеевич, он высказал свое личное, многим не понравившееся мнение как о книге, так и о личности Николая Егорова. Сергей Кротов считает, что он вправе давать оценку человеку, под руководством которого ему непосредственно пришлось работать. Кроме того, именно с подачи Сергея Кротова на очередной партконференции в 1988 году коммунисты района избрали Николая Егорова первым секретарем райкома КПСС. Председатель передового колхоза обошел тогдашнего «хозяина» района Владимира Рязанова на 11 голосов.
Конечно, отношение к Николаю Егорову в Киржачском районе неоднозначное. Кто-то, особенно бывшие труженики колхоза им. Калинина, считают его талантливым руководителем, поднявшим хозяйство из руин, кто-то - в основном старая гвардия ортодоксов-коммунистов - предателем и «конъюнктурщиком», припоминая приватизированные серебряные ложки и вилки. Однако самую объективную оценку как книге, так и личности Николая Егорова дали жители деревни Ельцы, где до сих пор располагается центральная усадьба, в прошлом передового, а ныне фактически обанкротившегося колхоза им. Калинина.
Здесь, в маленьком уютном дворике семьи Колыбановых, и состоялось по инициативе корреспондента «М» и Киржачского телевидения обсуждение книги Николая Егорова «На крутых поворотах судьбы», в котором приняли участие жители дер.Ельцы. Приглашали многих, однако смелых людей оказалось не так уж и много, но они все же высказали свое мнение как о председателе колхоза Николае Егорове, так и о его книге.
Надежда Щукина, бывший бригадир полеводческой бригады, ныне староста дер. Ельцы, сообщила, что она, наверное, одна из первых в деревне прочитала книгу от корки до корки.
- Я не знаю всех тонкостей работы Николая Егорова на других постах, но председателем колхоза он был замечательным, - сказала она. - Егоров принял колхоз в 1972 году, а я приехала в Ельцы в 1974-м, и нам вместе с ним и другими молодыми специалистами пришлось «ломать» те устои, которые сложились при старом руководстве. Поголовное пьянство и мужчин, и женщин, смешные показатели как в растениеводстве, так и в животноводстве, полнейшее отсутствие добротного жилья для колхозников, мизерная оплата труда. Вот что досталось в наследство Николаю Сергеевичу от прежнего председателя. А теперь давайте посмотрим, что оставил после себя Николай Сергеевич. Передовое хозяйство - лучшее в районе. Новую школу, дом культуры со спортивным залом, дом животноводов с физиокабинетом и сауной, универсальный магазин, не говоря уже о фермах для крупного рогатого скота, машинном дворе, асфальтированных дорогах и целых улицах, состоящих из добротных коттеджей, которых нет ни в одном колхозе района. Ну, а что там было дальше, на уровне района и области, пусть судят те кто с ним в то время работал.
Александр Колыбанов, бывший парторг и главный инженер колхоза:
- Мы тоже всей семьей обсуждали эту книгу. Я согласен с Надеждой Михайловной и всеми ее выводами. Конечно, когда я с семьей приехал после института в Ельцы в 1981 году, уже не было поголовного пьянства, сельхозпредприятие работало стабильно. Мне как молодому специалисту сразу же выделили трехкомнатную квартиру, но за это председатель требовал полной отдачи сил. Самым главным в работе председателя Егорова я считаю его кадровую политику. Как только колхоз встал на ноги, в Ельцы поехали со всего Советского Союза, но брали на работу только лучших специалистов и сразу предоставляли жилье, но и к лучшим работникам были такие требования, что не всякий выдерживал. Даже жители районного центра записывались в очередь для работы в колхозе, а все потому, что было комфортабельное жилье, да и зарплата у основных специалистов была от 600 до 800 рублей против 200-300 в городе.
Надежда Мукминова, бывшая медсестра и работник детского сада:
- Мне как медработнику приходилось проводить проверку шоферов и механизаторов перед выездом в рейс, и если до Егорова выезд в рейс «с запашком» был нормой, то с приходом нового председателя такие случаи стали единичными. Но я бы хотела остановиться на оздоровительных мероприятиях, которые проводились в колхозе. Покажите мне сегодня хоть одну деревню в районе и области, где было бы освещение на лыжне; спортзал, в котором бы занимались не только дети, но и взрослые. До сих пор в наш дом культуры едут на дискотеку со всего района. Здесь выступали многие знаменитые артисты советского времени, и приглашал их непосредственно Николай Сергеевич. И даже когда он был уже представителем Президента, своих односельчан он принимал как родных, оказывал всяческую помощь, особенно по линии здравоохранения.
Галина Колыбанова, бывшая воспитательница детсада, учитель, а ныне краевед:
- Наш детский сад был лучшим в районе. На столе у детей всегда были свежее мясо, овощи-фрукты. Родители за своих детей никогда не беспокоились. Доярка на ферме задержалась - воспитатель сидит, ждет. И доярка-то приходила всегда в чистой одежде и обуви, т.к. на ферме в тапочках ходили после внедрения моим мужем шнекового оборудования для уборки навоза. Но я хочу сказать еще о другом - о культурных программах. Почти каждую неделю - поездки в Москву или Ленинград. Посещение театров, выставочных залов, памятных мест в других городах, к примеру, Бресте - и все это по инициативе Николая Егорова. И что бы там про него ни говорили, человек он замечательный.
В заключение беседы Надежда Щукина зачитала цитату их резюме Сергея Кротова: «Теперь (в 2011 году - прим. авт.) деревня впала в еще большее запустение и угрюмость, чем до Егорова. Все до единой фермы разорены, поля и луга зарастают сорняками и кустарником, мехдвор - пустырь. Колхозники разбежались. Те, кто еще остались, как они сами говорят, «шакалят» у московских дачников, и все отчаянно пьют. Надежду на человеческую жизнь они потеряли окончательно. И хватит нас сказками кормить. Нас Егоров ими накормил до тошноты». («Красное Знамя» № 59 от 19.08.11 г.)
Надежда Михайловна во всеуслышание заявила: «Я - староста деревни и об обстановке и жизни людей знаю больше, чем кто- либо. Уважаемый Сергей Алексеевич, про колхоз вы говорите все правильно, колхоза фактически нет, пусть это остается на совести руководителей колхоза и района, но я не знаю, с кем вы говорили в нашей деревне - ведь вы не называете имен и фамилий. Я же заявляю, что наша деревня жила, живет и жить будет даже без колхоза!».
Источник публикации: Молва. Общество