Статьи

Изобретатель первого парашюта

   Филиал летно-испытательного комплекса, аэродром. Парашютный завод, именно здесь, у нас в Киржаче на территории аэродрома, на данном предприятии разрабатывают новейшие перспективные парашютные системы военного и гражданского назначения.

   Развитие парашютостроения неразрывно связано с развитием авиации и космонавтики. Такая вот страница истории нового времени есть в нашем родном городе Киржач.

   В юбилейный год аэродрома я с внуком в кругу знакомых людей. Фотографирую их. Валентин Николаевич Шутов - летчик-испытатель, Сергей Александрович Киселев и Владимир Дмитриевич Чижик - легенды парашютного спорта. Они всегда в строю и, несмотря на невероятный возраст, в них присутствует неиссякаемая радость к жизни, безмерная любовь к небу. Они здесь даже не по приглашению, а по зову души. Телефонный звонок другу и вот они на празднике на летном поле аэродрома, где прошла их трудовая деятельность. Из автобиографии Сергея Александровича - лично участвовал как руководитель-испытатель и инструктор в более чем двухстах испытательских и исследовательских работах на самолётах-лабораториях, под водой, в барокамерах и на наземных стендах. Имеет опыт работы в полётных и выходных скафандрах, проводил испытания в условиях лунной и марсианской гравитации. Выполнил 5785 прыжков, в том числе более 100 испытательных, заслуженный испытатель космической техники. Именем Владимира Дмитриевича названа улица в Киржачском районе в деревне Ельцы. Он испытатель парашютно-авиационной техники, «Заслуженный парашютист-испытатель СССР».

  Кому, как не им, отважным парням, участвовавших во многих испытаниях парашютных систем, гордиться изобретателем первого парашюта. В юбилейный год со дня рождения Глеба Евгеньевича Котельникова (30 января 1872 года), офицера Русской императорской армии, акцизного чиновника, актёра, русского и советского изобретателя, создателя в 1912 году первого авиационного ранцевого парашюта, прислал мне Владимир Дмитриевич Чижик на WhatsApp фото Глеба Евгеньевича Котельникова. Герои наших дней помнят историю знаменитых людей своей родины. Как приятно было прочитать биографическое описание жизни великих людей. Спасибо Владимир Дмитриевич за память достойных сынов России!

   Память:

   1. Памятник испытанию РК-1 в Котельниково. Деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, 1 августа 1949 года была переименована в Котельниково.

   2. Недалеко от полигона, где в 1911 - 1912 годах проводились испытания ранцевого парашюта, сооружён памятный знак с изображением парашюта.

   3. В Санкт-Петербурге имеется аллея Котельникова.

   4. В Иванове 26 ноября 2019 года, по инициативе АО «Полёт» Ивановский парашютный завод, изобретателю первого ранцевого парашюта Глебу Котельникову установлен памятник.

   5. В Полтаве, на фасаде здания, где в 1889-1890 годах жила семья Котельниковых, Глебу Котельникову установлена мемориальная доска.

   6. В 2012 году общественными организациями ВДВ России в честь Глеба Котельникова изготовлена памятная медаль «100 лет Ранцевому Парашюту. 1912—2012 Г.Е. Котельников».

   Изобретения:

   Ранцевый парашют «РК-1» и усовершенствованные его модели «РК-2», «РК-3», ряд грузовых парашютов.

   «Устройство в парашюте для регулирования скорости спуска»

   «Способ уничтожения кувыркания в воздухе при парашютном затяжном прыжке»

    «Приспособление для автоматического открытия парашютного ранца»

   Советское время

   После Октябрьской революции Глеб Котельников остался в Советской России. Жил с семьёй в Петрограде/Ленинграде. Новая власть отнеслась к актёру и изобретателю парашютов благосклонно. Котельников продолжал работать над усовершенствованием ранцевого парашюта, в результате чего появились новые модели – РК-2 (в 1923 году), затем РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг, однако применения он не получил. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

   Глеб Котельников - автор книг: «История одного изобретения. Русский парашют» (1939), «Парашют» (1943).

В январе 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 216/91 от 22.01.1944 «О награждении орденами и медалями работников Лёгкой промышленности» конструктор первого русского парашюта Глеб Евгеньевич Котельников был награждён орденом Красной Звезды.

   Умер 22 ноября 1944 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы ленточки для затяжки парашютов («тявочки»).https://ru.wikipedia

   Слава русскому изобретателю!  

Фото. 17 мая 2019 года. Летное поле аэродрома Киржач.

(слева направо) Сергей Александрович Киселев,

Валентин Николаевич Шутов, Владимир Дмитриевич Чижик