Статьи

Одинокая яблонька

 Памяти экипажа Ан-12

 В один из летних дней отправились я с дочкой на поиски памятника, что был установлен в лесу работниками аэродрома в память о сослуживцах моей мамы и погибшем экипаже Ан-12. Путь наш проходил через Паньковское лесничество, мимо церкви Архангела Михаила, далее деревня Митино. Просматривая книгу «Семейные истории. Летопись семьи, уходящая корнями в далекое прошлое Киржача», автором которой я и являюсь, в разделе «Мамины друзья и сослуживцы», видна дата на фотографиях 30 июня 2008 год.  

   В тот роковой июньский день в 1967 году самолет потерпел крушение в лесу близ деревни Митино. Задача - испытание парашютных систем боевой машины десанта, так называемой кабины совместного десантирования. Ежегодно ездили сотрудники аэродрома в день памяти 30 июня в Митино. Нас мама тоже брала с собой. Поэтому я помню такую трагическую страничку в истории нашего города. Часто вспоминала мама своих друзей и много о них рассказывала. Сейчас очень бы хотелось, чтобы следующее поколение знали и помнили имена героев, погибших при выполнении боевой задачи и приходили на это место, чтобы положить цветы героям, собрать упавшую листву, поправить венок, да и просто постоять в тишине русского леса.

   «Иночкина Людмила Владимировна», - так представилась нам симпатична женщина, повстречавшаяся на пути недалеко от храма. Мы спросили ее о месте катастрофы. «Я спешу в храм, - но подумав, она согласилась нас проводить до опушки леса, - Давно не была я там, с вами и прогуляюсь. Тогда я еще была девчонка, отдыхала во время каникул у своей тетки. Мы всей деревней сбежались тогда, увидев пожарище в конце поля. Горел самолет, и лес был в огне. Через оцепенение солдат были видны останки летчиков. На одном из них догорала клетчатая рубашка…», - рассказывала нам по дороге Людмила Владимировна.

    Свое авто я оставила в деревне. Путь наш лежал по краю Васильевского леса, дорога кружила вокруг поля, и вот мы вышли к мелколесью. «Как все тут заросло за эти годы, трудно определить, в каком месте находится памятник?», - у Людмилы Владимировна появились сомнения, что сегодня и не найдем. Мы присели на поваленной березке. Завязываем расшнурованные кеды, вытряхаем песок с обуви. Ноги наши устали блуждать по бездорожью… Уже темнело. Было уж как-то жутковато. Лес глухо стонал от гудевшего ветра. Молодые и старые деревья от его натиска, дрожа каждым листком за свое существование, покорно наклоняли вершины. Ветер шумел и нетерпеливо летел куда-то все дальше и дальше. «Может повернем обратно, в другой раз поищем», - предложила дочка. «Вика, читай «Отче наш», - сказала я ей в ответ. Дочка три раза прочла молитву. Наклонившись над своей обувью (с трудом справлялась со шнурками, уж больно сильно они запутались с травами), я поднимаю голову и вижу, как расступился лес по обе стороны и опять сомкнулись ветви берез. В одно мгновение мне показалось, что я вижу памятник. «Вот там то место, я увидела его. Бежим скорее», - громко воскликнула я. Мы спешили, ведь близился вечер. Да одинокий памятник безмолвно стоял в окружении берез и осин. Уже крошится кромка плиты, но четко читаем имена погибших на обелиске. Их 9 человек. Посмотрели в округе, нет ли каких малейших частичек останков самолета. Земля здесь глинистая, поэтому место сырое, излишне влажное. Вокруг крапива да лебеда, мокрица да пастушья сумка. Далеко не отойдешь, ноги вязнут в мокрой траве. Невдалеке нашли небольшую железяку, быть может, от самолета… Положили цветы к подножию обелиска и опять в путь, но уже домой. Тут только мы заметили прокошенную тропу кем-то из родственников, быть может, работниками аэродрома. Шли молча, уставшие, но довольные что нашли место, где много лет назад произошла страшная трагедия.

   Самолет вылетел с запасного аэродрома, что на Слободке. Все шло четко по заданию. Настало время сброса. Когда машина БМД стала выходить из грузового отсека, ее развернуло, и она стала. Через мгновение сработала парашютная система, и 4 купола, каждый площадью 1400 квадратных метров, раскрывшись позади самолета, попросту остановили его в воздухе. Самолет шел со скоростью 400 км в час, а парашюты все-таки вытащили груз наружу, буквально разорвав фюзеляж самолета и оторвав хвост. Члены экипажа погибли мгновенно. Самолет полностью заправленный упал в поле и взорвался. Рухнувший самолет в перевернутом виде загорается. Авария происходит над лесом близ деревни Митино...

   Героев похоронили в Москве на Введенском кладбище. Вот их имена: командир экипажа самолета Ан-12 Степан Петухов, летчик-испытатель Дмитрий Иванов, штурман-испытатель Анатолий Селенов, бортрадист Олег Романов, инженер-механик Анатолий Краснов, инженер-испытатель Владимир Рачков, инженер по электронному спецоборудованию Виталий Галайда, бортинженер Юрий Бочаров, техник-испытатель Виктор Козлов.

Большая семья

   Аэродром на окраине Киржача. Здесь тоже, как и на других предприятиях нашего города, работали и продолжают трудиться киржачане. Дружный коллектив, они все вместе делили горечь потерь и утрат, радовались за своих друзей, с теми, кто испытывал новые парашютные системы и сами парашюты, да и просто выполняли свою работу. На работу уходили из дома с раннего утра, возвращались уже затемно. А мы дети ждали своих родителей с новыми историями об удивительных людях, что трудились на объекте. Встретившись с теми, кому выпало время необычайных открытий в авиации, встреч с первооткрывателями космоса, с легендарными и отважными летчиками и парашютистами, можно снова погрузиться в ту волшебную сказку, что знали мы еще с детства. Георгий Жданов, Вячеслав Томарович, братья Галайда, Геннадий Крайнов, Борис Овчинников, Юрий Богунов, Борис Филатов, Генрих Егоров, Константин Линев, Анатолий Зайцев, Женя Ильин, Валера Чубаров, Володя Тимин, Володя Горошкин и многие другие, они творили и приумножали историю нашей родины. Да разве всех их перечислишь…

   А вот милая женщина Тоня Евдокимова помнит каждого, с кем пришлось поработать с конца 60-х годов. Так вышло, что и муж ее Юрий Евдокимов, тоже трудился на аэродроме. «В 1967 году, когда погиб экипаж Ан-12 близ деревни Митино, объявили набор специалистов, - начала свой рассказ Антонина Семеновна, - муж в то время работал на заводе КИЗ фрезеровщиком, в армии получил специальность - бортрадист 2 класса. Детишки маленькие росли, да разве углядишь, потеряли где-то документ, так муж устроился на аэродром бортрадистом 3 класса. Дружили семьями. Кручинин Юра с одного года рождения, с 1938, Володя Егоров». Я тут же рассказываю Антонине Семеновне о Володе Егорове. На место гибели экипажа он каждый год ездит на велосипеде, и в этот раз, 30 июня 2017 года, когда у памятника, что стоит в лесочке вдалеке от деревни, на 50-летие памяти героев собрались родственники, близкие и сослуживцы, многие приехали из Москвы, Володя Егоров вместе со своей дочкой тоже приехал поклониться своим друзьям. Приятно был удивлен, увидев такую компанию. Обратно же добирались на машине УАЗ, ухабистая дорога подбрасывает нас с мест, но нам всё ни по чем, ведь мы все вместе. Моя машина еще по дороге к памятному месту застряла в поле, так все мужчины вышли ее вытаскивать из грязи. Почва там глинистая, после дождя дорога разбитая. Я фотографирую эту сцену, когда еще под моей машиной полежат такие мужчины. Они не бросят и не оставят в беде тех, кому нужна помощь. Я знаю о них только хорошее, мне об этом рассказывала моя мама. Она тоже трудилась на объекте в те годы. «Муж мой, - продолжает свой рассказ Антонина Сергеевна, -  летал с Кручининым Юрой на самолете Ил-76, на Ан-12, на вертолете. Улетали в командировку в Фергану, в Крым, жил подолгу в Кирове. В Чкаловск летали проверять регламент, пароль до полета. В кадрах работала Зина Алтунина, медсестра Наташа Ратникова, метеослужба – Лида Королева и Женя Князькина, электрик Володя Егоров, бортинженеры Валера Зайкин и Александр Сагалов, бортрадисты Юра Казаров и Юра Шашкин, фотограф Виктор Шустов, летчики Юра Шиматов и Валентин Шутов, Слава Агаев, Бахтиаров, штурман Женя Плуталов, руководитель полетов Константин Дорочинин, хронометражист Ольга Медведенко, сторож Русецкий, техник по документам Лиза Рыбакова, Миша Князькин, Женя Сагалова, Надежда Кокурина, кладовщица Мария Татарникова…

   А я работала на аэродроме с ноября 1968 года в швейном цехе. Люда Лысова была у нас помощником мастера, она технолог. 20-15 швей-женщин выполняли заказ института по пошиву парашютов. В летнее время на три месяца уезжала вместе с сыном и дочкой в пионерский лагерь «Восход» в Феодосию, работала коренщицей в столовой. Со мной трудились Литвинова Валентина, она с института с Москвы, Горшкова Татьяна. В п/л «Сосновый бор» здесь в Киржаче мыла посуду, стирала. Директором в лагере была Цветкова Тамара Викторовна. Сейчас подрастают внуки, они у дочки тройняшки. Дочка Галина часто наведывается, помогает по хозяйству, в магазин ходит, да вот должна прийти, продуктов принести, так и живем». Потом долго с сестрой Еленой рассматриваем фотографии прошлых лет, узнаем знакомые лица, прочитываем надписи на обратной стороне фото, так незаметно прошло время, и мы окунулись в годы, когда наша мама тоже спешила поутру на работу, туда, где было интересно и увлекательно, несмотря на трудности. Такая большая дружная семья на маленьком участке киржачской земли, а сколько героев она повидала. В деле освоения космоса есть малая частица труда наших киржачан. Будем помнить их имена.

30 июня 2019 год

   На 60-летнем юбилее аэродрома в разговоре с ведущим инженером 1 категории по экспериментальным работам и летным испытаниям парашютно-десантных систем Сивцовым Юрием Олеговичем он пообещал мне, что подготовит дорогу к месту гибели экипажа Ан-12 и слово свое сдержал. После службы в храме Покрова Божией Матери в деревне Ельцы, когда Церковь отмечала Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, я, попросив благословения у батюшки, с мужем отправились в поездку за город в деревню Митино. Машину оставили в поле и далее налегке. Легко шагается по скошенной траве. Мы с мужем идем все по тому же маршруту вдоль кромки леса. Идем не спеша. Я собираю букет полевых цветов, а их здесь бескрайнее море: ромашки, люпины, клевер, тысячелистник, зверобой, мыльники, Иван-чай, цикорий, полынь и еще множество трав. Огромный букет полевых цветов мы положим у подножия обелиска. С пушистых веток липы собрала липовый цвет. Но вот на пути одинокая яблонька. На развесистых ветвях красуются молодые яблочки, как в той сказке «Гуси-лебеди». Так и хочется спросить: «Яблонька, яблонька, скажи мне, куда гуси-лебеди унесли тех ребят, что пролетали над лесом?» …  А в ответ сказочная тишина. Но за лесными яблочками мы приедем уже осенью, когда они уже нальются и щечки у них подрумянятся. Зимой напеку пирогов и за чаем будем рассказывать детям и внукам о нашей поездке. Пообещала взять осенью с собой в Митино и Владимира Дмитриевича Чижика. В прошлом году мы с ним набрали этих вкусных яблок с дикой яблоньки, потом пили чай из душистых трав и вспоминали его погибших друзей.

   Подойдя к памятнику, увидели положенные у памятной плиты букет алых роз. До нас еще кто-то побывал, жаль, что не встретились. Рядом у березки установлены козлы, сложены щитки из досок для сбора стола, брус для скамеек. Все было готово для встречи с сослуживцами и родными. Вокруг памятника, что очень удивительно, растут садовые гвоздики. Видимо кем-то заботливо рассеянные семена дали всходы. Очень красиво и радует глаз за наведенный порядок и чистоту.

   Посидев в тишине леса, вспоминали рассказы мамы о Виталии Галайда, о Викторе Козлове, об Анатолии Краснове, да и о всех, кого она знала по работе. Будем помнить их имена. Вечная память героям!

Фото. 30.06.2019 год. "Съешь мое лесное яблочко..."

Фото. 30 июня 2019 года. Место гибели экипажа Ан-12 в Митино Киржачского района

Фото. 30.06.2019 год. Экипаж самолета Ан-12: командир экипажа самолета Ан-12 Степан Петухов,

летчик-испытатель Дмитрий Иванов, штурман-испытатель Анатолий Селенов,

бортрадист Олег Романов, инженер-механик Анатолий Краснов,

инженер-испытатель Владимир Рачков, инженер по электронному спецоборудованию Виталий Галайда,

бортинженер Юрий Бочаров, техник-испытатель Виктор Козлов

Фото. 2017.06.30. Цветы героям экипажа Ан-12

Фото. 30 июня 2018 года. Как это было...

Фото. 30.06.2018 год. Владимир Чижик и Владимир Егоров вспоминают друзей,

погибших в авиакатастрофе на Ан-12

Фото. 30.06.2018 год. Там у кромки леса произошла страшная трагедия летом в 1967 году

Фото. 30 июня 2017 года. Сын погибшего инженера по электронному оборудованию Виталия Галайда

Фото. 30.06.2017 год. Трудный маршрут по дороге к месту падения самолета Ан-12

Фото. 30.06.2017 год. Совместная поездка в Митино

Фото. 30.06.2017 год. На встречу с друзьями

Фото. 30 июня 2017 год. Родные и сослуживцы на месте гибели экипажа Ан-12