Свято-Покровский храм отметил свой престольный праздник
14 октября православные отметили православный праздник Покров Пресвятой Богородицы. В Покровском храме деревне Ельцы на торжество съехались верующие отовсюду: из Москвы, Александрова и Киржача, с ближайших деревень Горкинского округа. Как и в давние времена люди чтут традиции своих предков. Если окунуться в историю этих малых русских деревень, то мы можем вспомнить, что православный праздник Покров Божией Матери праздновали сельские жители деревень Ельцы, Юрцово, Исаково, Алешино, Михали. Они относились к приходу Покровского храма. Еще раз познакомим читателей с историческими документами, описаниями деревень, относившихся к приходу от 1628 года (деревянная церковь) по 1778 год (каменная церковь) и по настоящее время. Приводим данные из Государственного архива Владимирской области, литературных источников, данные историков и краеведов. Также можно прочесть на нашем сайте в разделе «статьи» - все теги – от 12 ноября 2016 года под заголовком «Данные из Государственного архива Владимирской области», от 23 июля 2015 года - «история храма» (Храм Покрова Божией Матери – история) и другие…
Церковь Покрова Божией Матери, что на реке Шерна, построена в 1748 году из камня. «Первое упоминание в документах о церкви в Ельцах относится к началу XVII столетия. В патриарших окладных книгах под 136 (1628 г.) отмечено: «церковь Покрова Пресвятой Богородицы на реке Шерне… дани два алтына с полуденьгою…». В162 (1654 г.) дани в патриаршую казну положено «24 алтына с деньгою». С 170 (1662 г.) по 175 (1667 г.) церковная земля была дана на оброк частным лицам, следовательно, священника не было.
В XVII столетии вместо деревянной церкви московским купцом Пантелеем Федотовым устроен каменный храм с такой же колокольней. По местному преданию, он освящен в 1748 году, антиминсы же на престолах освящены Феофилактом, епископом Переславским в 1778 году… Колокольня – с шатровым верхом.
Престолов в храме три: в холодном – Покрова Пресвятой Богородицы, в пределах теплых во имя Святого Николая Чудотворца и Святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Над престолом главного храма была устроена сень на четырех столпах, на царских вратах резное изображение Тайной Вечери.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Особенно чтилась в окрестных селениях икона Покрова Пресвятой Богородицы. От храмоздателя Федотова сохранилось напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, на нем подпись: «1751 г. построено в церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Дано вкладу тщанием Пантелеймона Федотова». Церкви принадлежал капитал в 1050 рублей.
В целости хранились копии с метрических книг с 1805 г. (отдельные записи имелись с 1786 г.), исповедные росписи с 1795 г.
Причта по штату было положено – священник и псаломщик. На их содержание получалось от служб и требоисправлений до 450 руб., процентов с причтового капитала 1075 руб., от земли пахотной и сенокосной до 100 руб., а всего 600 руб. в год.
Дома у членов притча собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 400 саж., под дорогами 875 саж., под реками 1 дес. 300 саж., под церковью и кладбищем 832 саж., леса и кустарника 1 дес. 720 саж., пахотной 22 дес. 934 саж. Кроме этого, графиней Шуваловой пожертвован причту луг – 1 дес. 2262 саж. В 1870-х гг. причта по штату была положено – священник и псаломщик. В действительности служили священник Михаил Пурганский, дьячок Алексей Шубин и пономарь Алексей Успенский.
Приход состоял из села Ельцы и деревень Наумове, Михалёвка, Юрцево, Исакове, Орловка, Алёшино, в коих по клировым ведомостям числилось 536 душ мужского пола и 525 женского, все православные. В Ельцах имелась земская народная школа. Учащихся в 1894-95 гг. было 39.
В советское время церковь была закрыта. В 1990-е гг. передана верующим, восстанавливается, в ней возобновлены богослужения…»
Сведения Лукьянцевского волостного правления 1895 года.
В Лукьянцевской волости в селе Ельцах имеется школа в нарочно устроенном доме киржачской купчихой Анной Ивановной Кулагиной. В школе обучается: мальчиков 38, девочек 6.
Свято-Покровский храм села Ельцы. Клировая Ведомость за 1904 год.
«… Училище имеется народное, открыто ноября 11 дня 1887 года. Положение для училища построено купцом города Киржача Евстафием Лукиным Кулагиным на церковной земле деревянное. Господин Учитель училища Преподаватель Киржачской Учительской Семинарии Филимон Александрович Рубашкин.
Учитель Василий Михайлов Пурганский, окончивший курсы в Киржачской Учительской Семинарии (см. Метрическую книгу за 1901-1917 гг.).
Законно учитель местный священник Алексей Веселовский. Жалования учитель получит от Земства 480 рублей. Законоучителю жалование от Земства выдается 50 рублей. Отопление и прислуга от прихожан. Учащихся в училище 43 человека, мальчиков 31, девочек 12…»
Елецкая земская школа, Лукьянцевская волость, с.Ельцы, год основания 1887. Построена на купеческие средства. Попечитель купеческого сословия. Учились в 1898 году 30 мальчиков и 4 девочки. Учащиеся из 8 селений.
Василий Михалович Пурганский окончил Киржачскую учебную семинарию в 1881 году. Работал учителем в Ковровском уезде. Затем переходит в построенную школу в Ельцах в 1887 году.
Его отец Михаил Григорьевич Пурганский выпускник Владимирской духовной семинарии в 1856 году, с 1858 года дьякон села Алексина, с 1862 года – села Ельцов, в 1896 году уволен за штат.
Источники: «Доклад членов губернского училищного совета от земства (А.П. Смирнова и Г.В. Тюрикова) о состоянии начальных народных училищ Владимирской губернии в 1883 году».
«Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750-1900 гг.», автор Н.Малицкий, издание 1902года.
Клировая книга церквей Покровского уезда
Владимирской губернии за 1874 год (фонд 556 опись 111)
Историческая справка от 1874 года
Ведомство о причте Свято-Покровской церкви за 1874 год (№16, фонд 556 опись 111)
Священник Михаил Григорьевич Пурганский (40 лета от рождения), Священнический сан. По окончании курса наук во Владимирской Семинарии в 1856 году, был уволен с аттестатом 2-го разряда в 1857 году, исправляясь в селе Устве Владимирского уезда, причетническую должность. 1858 года октября 19 дня ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ УСТИНОМ ЕПИСКОПОМ ВЛАДИМИРСКИМ и СУЗДАЛЬСКИМ был произведён во ДЬЯКОНА в село Алексино Покровского уезда. 1860 года июля 1-го дня посвящен во СВЯЩЕННИКА на настоящее место тем же ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ, за подписанием Коего грамоту имеет.
В семействе у него: жена Александра Матвеевна (37 лета от рождения). Дети: Василий (14 лета от рождения) обучалcя в IV классе Владимирского Духовного училища на содержание отца.
Дьякон Алексей Петрович Шубин (62 лета от рождения) вдов, дьяческий сан. По исключению из Высшего отделения Владимирского Духовного училища, определён был в пономаря 1831 года января 11 дня на настоящее место и посвящен в стихарь 1834 года марта 18 дня ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ ПАРФЕНИЕМ АРХИЕПИСКОПОМ ВЛАДИМИРСКИМ и СУЗДАЛЬСКИМ и КАВАЛЕРОМ, за подписью Коего грамоту имеет. 1858 года октября 13 дня переименован в дьячка, на что имеет указ.
В семействе у него дети: Николай Соколов (30 лета от рождения), в 1871 году окончил курсы наук во Владимирской Семинарии с Аттестатом 2-го разряда; Сергий Соколов (25 лета от рождения) по тупоумию своему оставлен в Духовном звании; Михаил Соколов (23 лета от рождения), в 1870 году окончил полный курс во Владимирском Духовном училище.
Пономарь Алексей Васильевич Успенский (36 лета от рождения), дьяконовский сын. По исключению из Высшего отделения Владимирского Духовного училища, определён в Погост Борисо-Глебский в пономаря 1855 года 28 ноября, посвящен в стихарь 1858 года 16 февраля ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ УСТИНОМ ЕПИСКОПОМ ВЛАДИМИРСКИМ и СУЗДАЛЬСКИМ и КАВАЛЕРОМ, за подписанием Коего грамоту имеет. 1858 года 20 сентября по резолюции ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА, и того же года 13 октября переименован в пономаря ТИМИН ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ, на что имеется указ.
В семействе у него: Жена Марья Федоровна (38 лета от рождения). Дети их: Василий (14 лета от рождения), Евдокия (12 лета от рождения), Петр (8 лета от рождения), Александра (6 лета от рождения), Иван (4 лета от рождения), Григорий (4 лета от рождения).
Церковный староста деревни Красилово крестьянин собственник Константин Фадеев (52 лета от рождения), состоит в сей должности с 5июля 1874 года.
Заштатные и сиротствующие
Того же села дьякон Иван Гаврилович Вишняков одержим параличною болезнью, живёт в своем доме. С попечительства денег получает каждогодно (см. Толковый словарь Ожегова С. И.) двадцать рублей.
В семействе у него: Жена Евдокия Гавриловна (72 лета от рождения).
Умершего того же села дьякона Василия Ивановича Органова вдова Анна Ивановна Органова (52 лета от рождения), живёт в своем доме на собственное содержание.
Умершего того же села священника Ивана Соколовского вдова Татьяна Алексеева Соколовская (46 лета от рождения), проживает в доме племянника своего священника села Аргуново Покровского уезда Николая Овчининского. Из попечительства получает денег шесть рублей; сын Александр Соколовский (20 лета от рождения) обучался в V классе во Владимирской Духовной Семинарии на казённом содержании.
«Из вечно живой глубины». Из истории частички Центра России методами исторического краеведения,
автор Нина Волкова. 2017 год
1. До 1562 года Иоанн IV Грозный пожаловал двенадцатью деревнями Троицкого игумена с братиею Сергиева монастыря и дал те деревни к Пречистой в дом Благовещению на Киржаче, то были черные деревни Артемьевского стану. Среди них было сельцо Артельевское на реке Малый Киржач (центр Артемьевского стана) «и сельцо Орлово, что была деревня Юдкино Артемьевского стану». Сельцо Артемьевское на реке Малый Киржач, находившееся (для Киржачского монастыря) за землями Романовской Митрополичьей волости, близилось уже к запустению, и вот почему-то бывшая деревня Иудкино стало сельцом «Артемьевское-Орлово». К этому сельцу оказались приписанные не только ближние к Киржачскому монастырю деревни по далекой от сельца «Артемьевское-Орлово» речки Вакчале, но деревни, расположенные за рекой Большой Киржач далее прежних пределов владений Киржачского монастыря. Без сомнения, была какая-то серьезная причина, по которой маленькая деревня Иудкино оказалась так незаменимо расположенной и именно так переназванной – «Артемьевское-Орлово».
2. В 1562 году в сельце Орлове вместе с починком Орлаковым один двор Киржачского Благовещенского монастыря да беспашенных три двора жилых и один двор пустой.
3. В 1592-1607 годы к «сельцу Орлово Киржачского мионастыря» приписано 42 деревни, в том числе Корытниково-Корытово; «Торки (Здесь жили торки. Торками в летописях называют тюркские роды, служившие русским князьям) Лохтево тож»; Лукьяново за рекой Большой Киржач; Таратино; Юркино (Юрцово); Малая Лопуниха (у Шевалова) и другие. При «Царе и Великом князе Борисе Федоровиче и Всея Руси с сыном и царевичем со князем Феодором Борисовичем Всея Руси в 7107 года генваря в 13 день» в сельце Орлове и в деревнях и пустошах пашни паханные пустые земли монастырские 40 чети да крестьянские пашни 260 чети, наездом пахано 110 чети с осминою, до перелогу 66 чети, да перелогом же и лесом поросло 904 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 1120 копен, лесу пашенного 163 десятины с полудесятиною, да не пашенного 33 десятины с полудесятиною». Есть сельцо Орлово в документах Царя и Великого князя Василия Ивановича Шуйского Всея Руси самодержца».
4. В дозорной книге 1614 года Орлово значится пустошью и из всех его 42 деревень на 1614 год (Смута) осталось только 5 – Ефаново, Корытниково, Щелково, Алферово, Михалево (М.И.Смирнов «Актография…» в «Трудах…» (XII вып.).
5. На 1725 год и 1763 год Орлово – пустошь Киржачского монастыря - Из истории частички Центра России методами исторического краеведения «Из вечно живой глубины». Нина Волкова. 2017 год
Список частных земельных владельцев
в Филипповской волости перед революцией 1917 года
«Из вечно живой глубины». Из истории частички Центра России методами исторического краеведения,
автор Нина Волкова. 2017 год
Деревня Орловка
1. В 1861 году пустошь Орлово принадлежало владельцу деревни Бережки князю Вяземскому. В этом же году он переселил из деревни Бережки 7 дворов (семей) крестьян. «Поселок выделенных крестьян был назван Орловкой, а воспротивившихся переселению крестьян двух дворов – Сапожникова и Маслова – Вяземский лишил всякого земельного надела», - записано В.А.Куравцевым 12.05.1967 года от Михаила Дмитриевича Маслова (материалы, переданные через П.П.Копышева в Ногинский краеведческий музей).
2. В 1886 году деревня Орловка есть в приходе Покровского храма села Ельцы «в 5 верстах от Покровского погоста» (от храма).
3. В 1900 году деревня Орловка входит в состав Филипповской волости, Покровского уезда;
4. На карте 1900 года была дорога от деревни Крутцы на деревню Олёшино (на речке Голяковке, притоке Шерны) через деревню Орловку.
5. На карте 1918 года деревня Орловка уже не указана.
6. 1902 год – деревня Орловка, Владимирская губерния, Покровский уезд, Лукьянцевская волость. Проживали крестьяне - Иван Никонорович Орлов, Иван Евстигнеевич Соколов; В деревне Орловка на 1911 год проживал Иван Васильевич Бундуков (Метрическая книга церквей города Киржач Покровского уезда. Владимирской губернии за 1901-1917 гг. (фонд 556 опись 111). Покровская церковь Владимирской губернии Покровского уезда за 1901-1917гг.
Список частных земельных владельцев
в Филипповской волости перед революцией 1917 года
Деревня Наумово
До революции 1917 года деревня Наумово входила в состав Филипповской волости и принадлежала частным земельным владельцам Вяземским Марии Полиеновне и Любови Павловне. «Усадьбенной земли 12,3 десятины, пахотной 15 десятин, луговых заливных покосов 93,2 десятины, леса 347 десятин, кустарников, выгонов, залежей 5,7 десятины, неудобной земли 6,5 десятин. Всего: 478,7 десятин», - из книги Нины Павловой (Волковой) «Из вечно живой глубины». Филипповская волость и её окрестности в контексте истории России. Части I-IV. 2015
Сведения о сельских храмах
В книге «Родники Киржачской земли», автор Людмила Гурякова, ссылаясь на издания «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» (1897 год) и «Владимирские епархиальные ведомости» № 38 за 1915 год находит сведения о сельских храмах…
«В 1915 году при Благовещенском соборе города Киржача, в приходах сел Ельцы, Ильинское, Филипповское, Санино, Заречье, Смольнево и Борисоглебском погосте были открыты кружки ревнителей православия. Об этом читаем в докладе благочинного 2 округа Покровского уезда протоиерея Павла Лепорского в Совет Братства Святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского…
Кружок в приходе села Елец «Ельцы» открыт 8 июля под покровительством Божией Матери в честь святой иконы, именуемой «Казанская». В кружок вступили 4 мужчин. Членский взнос был установлен в 50 коп. По незначительности средств и бедности прихода членами кружка была избрана раздача народу листков Троице-Сергиевой Лавры»…
Метрическая книга
церквей города Киржач Покровского уезда
Владимирской губернии за 1822 год
(Фонд 556 опись 111 №75, №85)
№66. Владимирская губерния, Александровского округа, Елецкого прихода, деревня Алёшино. 1809 год. Стр.86 (оборот).
№66. Владимирская губерния и Епархии, Покровской округи, прихода села Елец, вотчина прапорщика Сергея Степановича Кутепова в селе Елец. 1809 год. Стр.860.
№66. Владимирская губерния, Покровского округа, вотчина Кутеповой в селе Елец. 1809 год. Стр.865.
№66. Владимирская губерния, Покровского округа, вотчина Екатерины Евстафьевны Соболевской в селе Елец. 1809 год. Стр.865.
№75. Владимирская губерния, Покровского округа, вотчина Екатерины Евстафьевны Соболевской в селе Елец. 1814 год. Стр.859.
№66. Владимирская губерния, Покровского округа, вотчина майорши Екатерины Евстафьевны Соболевской в селе Елец. 1818 год. Стр.234.
№85. Владимирская губерния, Покровского округа, вотчина Екатерины Евстафьевны Соболевской в селе Елец. 1822 год. Стр.257 (оборот).
№80. Владимирская губерния, Покровского округа, приход Елец, вотчина Кутеповой в селе Елец. 1882 год.
№80. Владимирская губерния, Покровского округа, прихода Елецкого, вотчина титулярной советницы Суссаны Филипповны Долговой в деревне Исаково. 1809 год. Стр.862.
№80. Владимирская губерния, Покровского округа, прихода Елецкого, вотчина титулярной советницы Суссаны Филипповны Долговой в сельце Красилово. 1809 год. Стр.862.
№75. Владимирская губерния, Покровского округа, Елецкого прихода, вотчина коллежского асессора Михаила Ивановича Вознесенского в деревне Михалёва. 1809 год. Стр.861 (оборот).
№66. Владимирская губерния, Покровского округа, Елецкого прихода, вотчина коллежского асессора Михаила Ивановича Вознесенского в сельце Наумово. 1818 год. Стр.231 (оборот).
№75. Владимирская губерния и Епархии, Покровский округ. Приход села Елец, вотчина коллежского асессора Ильи Герасимовича Ефимонова сельца Юрцово. 1814 год. Стр.863 (оборот).
№66. Владимирская губерния и Епархии, Покровский округ. Елецкий приход, вотчина поручика Сергея Александровича Иванова сельца Юрцово. 1809 год. Стр.863.
Метрическая книга
церквей города Киржач Покровского уезда
Владимирской губернии за 1901-1917 гг. (фонд 556 опись 111)
Покровская церковь Владимирской губернии Покровского уезда за 1901-1917г г.
1. 1901 год - д.Алёшино, д.Василёво, д.Дубровок, д.Перегудово относились к Махринской волости Александровского уезда;
2. 1901 год - в Ельцах Влад. губерния, Покровский уезд (священник Алексей Веселовский, псаломщик Павел Соколов);
3. 1901-1903 гг. - в Ельцах Влад. губернии, Покровского уезда служил священник Алексей Веселовский. Жена его Евлампия Михайловна. При таинстве крещения их дочери Елисаветы 12 августа 1903 года восприемниками были дети Почетного гражданина Василия Михайловича Пурганского Елена и Николай (церковь Елецкая за 1901-1917гг., стр.80);
4. 1902 год - д.Карпово, Влад. губерния, Покровский уезд, Лукьянцевская волость;
5. 1902 год - д.Орловка, Влад. губерния, Покровский уезд, Лукьянцевская волость. (проживали крестьяне Иван Никонорович Орлов, Иван Евстигнеевич Соколов; на 1911 год проживал Иван Васильевич Бундуков);
6. 1902 год - с.Бережково, Влад. губерния, Покровский уезд, Филипповская волость;
7. 1902 год – д.Михалёвка, Влад. губерния, Покровский уезд, Лукьянцевская волость;
8. 1903 год - Владимирская губернии, Покровского уезда в селе Елец проживали Почетный гражданин учитель Василий Михайлович Пурганский, его дочери Елена, Фаина и жена Мария Павловна;
9. 1903 гг. - в Ельцах Влад. губернии, Покровского уезда. Священническая жена Алексея Веселовского Евлампия Михайловна Веселовская и Почетный гражданин Никанор Павлович Соколов 06 декабря 1903 года были восприемниками при таинстве крещения дочери Почетного гражданина Александра Павловича Соколова и его жены Хиопии Анны Васильевны (церковь Елецкая за 1901-1917гг., стр.80);
10. 1907 год – д.Оленино, Владимирская губерния, Покровский уезд, Филипповская волость, к притчу Покровской церкви села Елец. Священник Алексей Веселовский и псаломщик Гавриил Толкачев;
11. 1908 год – 08 января 1908 года в Елецкой церкви священником Алексеем Веселовским и псаломщиком Гавриилом Толкачевым зарегистрирован брак потомственного Почетного гражданина Пурганского Николая Васильевича, заведующего Федоровским 2-ым классным училищем сельца Федоровское Покровского уезда Финеевской волости с учительницей Федоровского 2-го классного училища дочери безземельного крестьянина Анной Александровной Кубаревой;
12. 1910-1919гг. – Елецкая церковь архива нет;
13. 1912 год - д.Исаково, Влад. губерния, Покровский уезд, Лукьянцевская волость;
14. 1915 год – д.Исаково, Влад. губерния, Переславский уезд;
За Христа пострадавшие
Заглавнов Петр Романович. Дата и место рождения: 1864 год, деревня Алешино, Покровский уезд, Владимирская губерния. Дата смерти: 1937 год. Место служения: 13 сентября 1937 год, деревня Ельцы, Киржачский район, Владимирская область, староста и казначей Покровской церкви. Расстрел: 13 сентября 1937 год, арестован НКВД, приговорен по статье 58-10 УК к расстрелу. Реабилитация, 1989 год, реабилитирован Прокуратурой Владимирской области. Источники данных: БД «Жертвы политического террора в СССР», Книга памяти Владимирской области.
ГАИО, фонд Р-2953, опись 3, дело 655. Переписка по вопросам религиозного культа с Киржачским райисполкомом, 16 января – 31 декабря 1936 года, на 102 листах.
(л.56) от Киржачского РИКа 21 июня 1936 года в Облисполком о заключении договора с общиной села Елец 11 июня
(л.57) Морозову 17 апреля по жалобе общины села Елец о том, что РИКи с/с затягивают заключение договора с религиозной общиной на пользование церковью, причем, в качестве одного из мотивов выставляется требование РИка чтобы подписались к договору только домохозяева, а не члены семей.
Комиссия просит не чинить препятствия к заключению с общиной договора на пользование церковью, требование РИка (см. выше) является незаконным.
Вместе с тем, комиссия считает возможным дать возможность общине подписать договор не всей двадцатке одновременно, а частями, так как одновременно явка всех по заявлению общины затруднена некоторыми лицами не производстве.
Анисимов
(л.58) Заявление общины села Ельцы (староста и казначей – Заглавнов) - пишут о том, что в сельсовете у них отклоняли списки, написанные карандашом, требовали явиться для подписи в выходной день в течении 10 дней, иначе договор будет нарушен, верующие ходили по многу раз, но то его (Смирнова) не было, то не все могли собраться.
(л.59об) …7 апреля, мы снова в полном составе хотели идти в с/с для подписи, но товарищ Смирнов говорит: «Вы, мною назначенный срок просрочили и я договор отослал в РИК. Что же за издевательство и глумление со стороны товарища Смирнова над верующими? Такая проделка товарища Смирнова над нами была и осенью прошлого 1935 года. … Морозов в РИКе назначил один день, потом исключил не старших членов семьи, двух человек из одной семьи (л.60). Мы, хотя и темные люди члены двадцатки, а в этом тормозе по нашей церкви усматриваем какую-то цель со стороны товарищей Председателей… Просим Областной Исполком рассмотреть наше заявление и дать свое законное рассмотрение удовлетворить нашу (л.61) просьбу. Если же подобные выходки, а может быть, и еще какие могут придумать наши председатели, то понятно - мы никогда не можем составить двадцатки, которая может подойти под рубрику председателя товарища Морозова и Смирнова. Просим так же и в том Вас, нельзя ли не делать больше тормоза со стороны председателя и список нашей двадцатки числом 25, приложил к договору. Ведь подписавшиеся в список все хорошо знают к чему они подписываются и всем известно, что за украденные вещи поплатилась прежняя двадцатка, и, все-таки, не взирая на это, все охотно идут в члены, дабы отстоять то, что для них дорого.
(л.об.) За церковь налог за 1936 год с нас взяли полностью и ничего там не говорили и не грозили закрытием, а теперь начинают снова делать тормоз.
15 апреля 1936 года.
К сему подписуемся: Сидякина Мария, Лобанова Ксенья Яковлевна, Лобанов Яков Петров, Яков Муратов, Заглавнов Петр Романович.
(Л.63) По жалобе верующих села Ельцы на прекращение колокольного звона и отказе в выдаче разрешения на хождение с молебнами по домам в день праздника Зосимы 30 апреля, 8 мая Морозову от Анисимова
(Л.64) В Ивановский Областной Исполком ИПО от верующих прихода Покровской церкви села Ельцы Киржачского района.
Заявление
Сим доводим до Вашего сведения и просим Вашего содействия в нижеследующем: наша церковь стоит почти рядом с школой, и все время, как существует школа, никогда ни один из учителей не жаловался на то, что, якобы церковный колокол мог служить препятствием школьному делу. Заведующая школой, которая не первый год в этой школе работает, тоже никогда такого ничего не заявляла относительно запрещения звона, а тут что-то кроется, и, кто-то, как будто-бы, наталкивает на то, чтобы прекратить звон колокола, что и было приведено в исполнение. 30 июня Елецкий с/с прислал церковному совету извещение: «Прекратить (л.об) звон колокола, так как таковый является помехой школьному делу».
Принимая во внимание и то, что у нас бывает большая часть звона колокола в воскресные дни, когда в школе занятия не бывает. Если же и случаются редкие случаи праздники и не в воскресные дни, то звон колокола бывает в 6-8 часов утра, когда еще не бывает учения.
Слыша звон церковного колокола, который будит нашу совесть, и, хотя мы не всегда бываем у службы по случаю возможных сельских работ, но, услышав звон, мы радуемся душою, что Советская Власть все-таки не желает лишить нас верующих религиозного чувства. Мало того, что с/с прислал извещение о прекращении звона, но еще и пленум Елецкого с/с, по чьей инициативе, мы не знаем, вынесло свое решение:
(л.65) запретить нашему священнику в день престольного нашего праздника Зосимы 7/30 – июня пройти по желанию верующих с молебном по селу Ельцы, ссылаясь на то, что начался массовый сев и наш престольный праздник совпадает с международным праздником 1 Мая. Между прочим, наш праздник бывает не 1 мая, а накануне. Да притом: чем может помешать священник хождением по домам, севу? Который бывает с утра и до обеда, а после обеда, мы все равно, по случаю престольного праздника, бросаем работу и можем удовлетворить свое религиозное чувство, тем более, этот праздник бывает один раз в год. Священник ходить начинает не с утра, когда бывает работа, а после обеда в 1-2 часа дня, и в бюллетени ВЦИКа сказано: что хождение по домам (л.об.) служителям культа запрещается только при массовых заболеваниях (эпидемия). Обращались в Председателю Киржачского РИКа товарищу Морозову, который говорит: «Я не разрешаю». В вышеизложенном просим Областной Исполком уважить просьбу верующих и разрешить нам в праздники звон колокола и хождение по домам служителю культа по нужде и просьбе верующих.
К сему: Яков Лобанов, Огородников Федор, Помойна С., Петр Заглавнов.
Л.66 (о жалобе с. Ельцы в РИК от Анисимова, известить церковному старосте Заглавнову Петру Романовичу деревне Алешино Елец с/с Кр р., 27 июня 6, напоминание 19 июля 1936 года.
Л.67-68 –жалоба от имени Заглавнова и других от 24 июня
«…между прочим, как существует школа и советская власть, ни один из учителей такой претензии никогда не заявляли, да думаем и в данное время вряд ли оно было, а просто: кому-то желательно чем-ничем, а досадить верующим… Да и Высшая Власть тоже не желает обижать чувства верующих, а всегда идет им навстречу… Приход наш состоит из деревень, и не у всех имеются часы, и многие желая удовлетворить свои религиозные нужды, опаздывают…»
Л70 Киржачскому РИку от Облисполкома 31 июля
…видимо, необходимой массовой работы за прекращение колокольного звона проведено не было…
...пока отменить свое распоряжении о прекращении колокольного звона как незаконное...
Секретно. Облисполкома Солодовников
Далее разные документы по тому делу, в том числе, от колхозников о закрытии церкви, от учителей Соловьевой А.И. и Никонова о прекращении звона…
л. 79 - жалоба от Заглавнова от 16 августа 1936 года, адрес: село Ельцы
Внучка Петра Романовича Заглавного
Исходя из документов, которые предоставила в Свято-Покровский храм Наталья Сорокина, внучка Петра Романовича Заглавного, а их она получила в Государственном архиве города Владимир, можно сделать следующие выводы, что 1) Петр Романович не относился к духовному сословию, поскольку оно до 1917 года было совершено закрытым, то есть, церковнослужителями могли быть только дети таких же церковнослужителей; 2) под определение «церковный служащий» подходит только одна должность, которая и то была выборной - церковный староста (он и занимал эту должность до 1937 года, если смотреть документы об аресте; 3) в подтверждение второго пункта, говорят три обстоятельства: а) грамотность (церковный староста обязан был на равных со священником подписывать документы, связанные с церковной казной и, как следствие, уметь считать деньги); 4) место жительство д. Алешино, а не д. Ельцы, где находился приходской храм (все священнослужители имели свои дома на выделенной им церковной земле, непосредственно рядом с самой церковью) и, 5) наличие своего производства (церковнослужители, за редким исключением были очень небогатыми людьми и открыть свое «дело» в то время, как и сейчас, без наличие капитала было практически невозможно).
Метрическая книга Покровской церкви с. Елец с 1.01.1901 по 31.12.1917 гг.
(приходской экземпляр, 437 листов). Фонд 590 опись 21 дело 352
Родственные связи семьи Заглавновых
В списках торгово-промышленных заведений Покровского уезда по состоянию на 1895-1916 гг. и на 1912 год по Лукъянцевской волости и Жердевской волости данных нет на какие-либо предприятия или лавки, владельцем которых являлся бы кто-либо по фамилии Заглавнов(а). Оригиналы хранятся в ГАВО. По западной части нынешнего Киржачского района, начиная с 1895-1916 года, есть только одно упоминание о лицах с такой фамилией за 1909-1910 года, итак, Заглавновы Гавриил Семенов, Иван и Василий Емельяновичи владели 29 десятинами земли при д. Бережки, оцененной в 350 рублей (земля как указано числится за Заглавновым). В документе не указано место жительство. В истории есть случаи, когда крестьяне владели землей в одной местности, а сами жили в другой. В журнале очередного Александровского уездного земского собрания 1900 год на странице 220 указано, что Иван Емельянович Заглавнов крестьянин деревни Алешина был избран кандидатом на должность заведующим Махринским военно-конским участком Александровского уезда на 1901 год. В оригинале написано Заглавнов Гавриил Семенов, Иван и Василий Емельяновы. В то время в отчествах окончание –вич- использовалось только для дворян, купцов, священнослужителей. Исходя из того, как построен текст, Иван и Василий скорее всего младше и менее важнее Гавриила, возможно, что они приходятся ему племяниками.
Настоящее время
В 2006 году настоятелем храма назначен протоиерей Олег Истомин.
За эти годы были проведены восстановительные работы: установлены два купола с крестами (на колокольне и на самом храме), закончены общестроительные работы по восстановлению трех пределов. В пределе Покрова Пресвятой Богородицы установлен ризной иконостас, маленькие ризные иконостасы - в пределах Николая Чудотворца и Святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Во всем храме вставлены новые окна, подведена отопительная система и водопровод, устроена трапезная.
Прихожане благоустраивают территорию возле храма, ведутся работы по очистке близлежащего участка правого берега реки Шерна, где пробил дорогу себе родник.
В настоящее время работы по восстановлению храма продолжаются. В будущем планируется вставить иконы в иконостасы, заменить двери, покрыть крышу колокольни и подвести газовое отопление.
13 октября 2009 года на храме был установлен основной купол и крест, их изготовили мастера из Ростова Великого.
В 2011 году усилиями настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Олегом Истоминым восстановлены главы церкви и колокольни с новыми крестами.
2012-2013 годы. В течение всего 2013 года в деревне Ельцы велись восстановительные работы над Святыми вратами при входе в храм Пресвятой Богородицы. В 1930-е годы прошлого века они были взорваны по приказу советской власти. К, сожалению, никаких эскизов или фотографий врат тех времен ни осталось. Восстанавливать эту часть Покровского храма пришлось, опираясь на эскизы типовых врат XVIII века.
Восстановление разрушенной архитектуры в Ельцах началось в конце 2012 года на средства местного мецената Евгения Федорова по благословению настоятеля прихода Свято-Покровского храма протоиерея Олега Истомина.
Работы велись под патронажем главного архитектора Владимирской Епархии Александра Трофимова. Кладка осуществлялась по старинной технологии с применением извести и полнотелого кирпича, именно поэтому восстановительные работы заняли больше года. На возведение новых врат было израсходовано более 15 кубометров кирпича. Окончание работ и освещение восстановительных врат пришлось на 2014 год… Освещение врат в Ельцах было согласовано с благочинным храмов Киржачского района протоиереем Дмитрием Ершовым.
В 2017 году проведен капитальный ремонт во всех трех престолах храма.
В 2019 году под руководством протоиерея Олега Истомина продолжается возведение часовни-купели прямо через дорогу за алтарной частью храма в овраге и благоустройство территории на спуске к часовне и далее до берега реки Шерна.
Службы проходят регулярно, к тому же настоятель прихода служит в деревне Василево в храме Царя II-страстотерпца, в деревне Илькино на территории строящегося храма в честь Святой Живоначальной Троицы и в храме Знамения Божией Матери села Знаменское.
В престольный праздник Покрова Божией Матери в деревне Ельцы в храме всегда много верующих взрослых и детей. 14 октября 2019 года в Свято-Покровском храме была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель прихода протоиерей Олег Истомин. Певчие исполняли духовные песнопения. На проповеди, обращаясь к верующим, батюшка поздравил всех с престольным праздником и пожелал молящимся сил в исправлении своих недостатков, чтобы чистым сердцем, освободившимся от грехов, увидеть Покров Пресвятой Владычицы. После все вместе исполнили Величание Богородицы.
День выдался по настоящему праздничным. Осеннее солнце светило во все оконные проемы храма и его лучи усиливали эмоциональное восприятие и переживание происходящего на службе. Солнце как часть мироздания тоже участвовало в прославлении Божией Матери.
После всех прихожан угощали вкусными пирожками, сладкими напитками и конфетами.
С праздником!